В интересах читателей, задействованных в сфере детекции лжи, либо просто интересующихся данной темой, публикуем Федеральный Закон «О применении полиграфа».
Скачать закон "О применении полиграфа"
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1. В Российской Федерации опросы с использованием полиграфа проводятся в целях оценки достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Оценка достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом, осуществляется:
Правовой основой проведения опросов с использованием полиграфа являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, опрашиваемыми лицами могут являться:
В соответствии с настоящим Федеральным законом опросы с использованием полиграфа осуществляются в обязательном или добровольном порядке.
Опрос с использованием полиграфа не проводится, если лицо, в отношении которого инициирован такой опрос, представляет письменное медицинское заключение, свидетельствующее о том, что физическое и (или) психическое состояние данного лица может повлечь появление у него неадекватных реакций в ходе тестирования на полиграфе, с указанием срока действия данного заключения.
Органы государственной власти и негосударственные организации, соответственно, осуществляют обязательные опросы с использованием полиграфа:
3. граждан Российской Федерации, поступающих на работу, связанную с обеспечением эксплуатации особо важных, режимных или опасных производственных объектов, или поступивших на такую работу.
1. Обязательные опросы с использованием полиграфа проводят в отношении лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия:
2. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни:
Отказ от опроса с использованием полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в поступлении на работу (службу) или в допуске к исполнению ими служебных обязанностей за исключением случаев, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона.
1. Основанием для изменения намеченного инициатором опроса срока проведения обязательного опроса с использованием полиграфа является заявление лица, в отношении которого инициирован опрос, об изменении срока прохождения опроса с указанием причин и предложением инициатору опроса желательного периода времени прохождения такого опроса. Выбор срока проведения обязательного опроса с использование полиграфа определяется совместно инициатором опроса и лицом, подлежащим такому опросу.
2. Допускается:
3. Количество переносов, инициируемых опрашиваемым лицом и превышающих требования части 2 настоящей статьи, расценивается как отказ от обязательного опроса с использованием полиграфа.
Органы государственной власти и негосударственные организации имеют право инициировать и проводить добровольные опросы с использованием полиграфа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия на проведение таких опросов и в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.
1. Органы государственной власти имеют право проводить добровольные опросы с использованием полиграфа:
2. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации имеют право проводить добровольные опросы с использованием полиграфа:
3. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации в целях обеспечения защиты конфиденциальности информации имеют право проводить опросы с использованием полиграфа лиц, которые в соответствии с трудовым договором будут иметь или имеют доступ к конфиденциальной информации.
4. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации при расследовании правонарушений, совершаемых или совершенных в рамках трудовых отношений, имеют право проводить опросы с использованием полиграфа работников, если такая обязанность вытекает из трудового договора.
1. Проведение в ходе расследований и судебных разбирательств добровольного опроса с использованием полиграфа в форме экспертизы осуществляется в соответствии с процессуальными нормами Российской Федерации.
2. Проведение органами государственной власти добровольного опроса с использованием полиграфа лица моложе 14 лет осуществляется исключительно в форме экспертизы в соответствии с частью 1 настоящей статьи при согласии одного из родителей (опекунов, иных законных представителей) данного лица на прохождение такого опроса.
3. Работодателю предоставляется право инициировать добровольные опросы с использованием полиграфа лиц, нанимаемых на работу (службу), и проводить такие опросы в случаях, когда:
4. Проведение добровольных опросов с использованием полиграфа лиц без гражданства осуществляется компетентными органами государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1. При выполнении опроса с использованием полиграфа полиграфологом осуществляются следующие основные действия:
2. Для проведения опросов с использованием полиграфа применяют технические средства, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
3. Полиграфологи, применяющие в ходе опросов полиграфы, не соответствующие требованиям части 2 настоящей статьи, привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации
4. При проведении опроса с использованием полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, допускается осуществление аудио- и(или) видеозаписи работы с опрашиваемым лицом с уведомлением его об этом. Решение о целесообразности осуществления
такой записи принимает инициатор опроса.
5. При проведении опроса с использованием полиграфа в отношении лица,
подпадающего под действие частей 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществление аудио- и(или) видеозаписи работы с опрашиваемым лицом проводится при наличии его гасьменного добровольного согласия.
1. При проведении опроса с использованием полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие статьи 8, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 14, части 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, помимо опрашиваемого лица и полиграфолога в помещении имеют право присутствовать:
1) представитель инициатора опроса,
2) ассистент полиграфолога (с разрешение полиграфолога),
3) переводчик (по желанию опрашиваемого лица либо по решению инициатора опроса).
2. При проведении опроса с использованием полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие пункта 2 части 1 статьи 14 и частей 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, помимо опрашиваемого лица и полиграфолога, в помещении имеют право присутствовать:
1) представитель инициатора опроса,
2) адвокат (защитник) (в порядке, установленном процессуальным законодательством),
3) родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица, если последнему менее 14 лет,
4) ассистент полиграфолога (с разрешения полиграфолога),
5) переводчик (в порядке, установленном процессуальным законодательством).
3. Присутствие при проведении опроса с использованием полиграфа лиц, не упомянутых в частях 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
1. Опрос с использованием полиграфа проводится на родном для опрашиваемого лица языке или ином языке, которым, по утверждению опрашиваемого лица, он уверенно владеет.
2. Если полиграфолог и опрашиваемое лицо не могут в ходе опроса с использованием полиграфа общаться на одном языке, инициатор опроса по заявлению полиграфолога или опрашиваемого лица обязан привлечь переводчика к такому опросу.
1. Опросы с использованием полиграфа осуществляют полиграфологи, аттестованные в соответствии с требованиями настоящей статьи
2. Полиграфолог должен отвечать следующим требованиям:
1) быть гражданином Российской Федерации;
2) иметь высшее образование;
3) иметь возраст не менее 22 лет.
3. Полиграфолог, выполняющий опросы с использованием полиграфа, должен пройти подготовку по специальности в порядке установленном статьей 31 настоящего
Федерального закона.
4. Настоящий Федеральный закон, допускает установление органами государственной власти дополнительных требований к отбору и подготовке полиграфологов, выполняющих опросы с использованием полиграфа лиц, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.
5. Лица, получившие квалификацию полиграфолога в соответствии с настоящим Федеральным законом, прохдят:
1) регистрацию в Государственной комиссии по опросам с использованием полиграфа;
2) переподготовку не реже одного раза в два года.
6. В случаях выполнения опросов с использованием полиграфа в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона полиграфолог обязан иметь соответствующую форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
7. Лица, не получившие квалификацию полиграфолога или не прошедшие переподготовку в соответствии с настоящим Федеральным законом и выполняющие опросы с использованием полиграфа, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Инициатор опроса с использованием полиграфа обязан:
1) предоставить полиграфологу имеющиеся материалы об опрашиваемом лице, необходимые для проведения опроса с использованием полиграфа;
2) предоставить полиграфологу перечень факторов риска;
3) обеспечить полиграфологу необходимые условия для проведения опроса с использованием полиграфа, в соответствии с требованиями, установленными Государственной комиссией по опросам с использованием полиграфа;
4) ознакомить в письменном виде лицо, которому предстоит пройти опрос с использованием полиграфа, с правовыми основаниями и причиной планируемого опроса;
5) получить согласие опрашиваемого лица на прохождение опроса с использованием полиграфа;
6) уведомить не менее чем за сутки опрашиваемое лицо о намерении провести его опрос с использованием полиграфа за исключением случаев, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, когда применение полигафа осуществляется при выявлении и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений;
7) гарантировать в письменном виде опрашиваемому лицу, что полученная от него в ходе опроса с использованием полиграфа информация не будет передана третьим лицам без предварительного разрешения опрашиваемого лица, за исключением случаев, указанных в пункте 4 части 2 настоящей статьи;
8) ознакомить опрашиваемое лицо с результатами опроса с использованием полиграфа;
9) организовать-проведение повторного опроса с использованием
полиграфа в случаях и в порядке, предусмотренных частью 2 статьи 24 настоящего Федерального закона.
2. Инициатор имеет право:
1) получить от полиграфолога разъяснения по технологии и организации проведения опроса с использованием полиграфа;
2) получить от полиграфолога полный отчет о результатах опроса с использованием полиграфа;
3) самостоятельно принимать решение о времени ознакомления опрашиваемого лица с результатами проведенного в отношении него опроса с использованием полиграфа;
4) инициативно передать результаты опроса с использованием полиграфа компетентным органам исполнительной власти, если результаты такого опроса содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;
3. Инициатор опроса несет ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.При проведении опроса с использованием полиграфа полиграфолог обязан:
1) проводить опрос только при наличии согласия опрашиваемого лица на прохождение такого опроса, полученного без принуждения со стороны третьих лиц;
2) ознакомить опрашиваемое лицо с вопросами, которые будут ему заданы в ходе тестирования на полиграфе;
3) выполнять требования методического и нормативного характера, установленные Государственной комиссией по опросам с использованием полиграфа;
4) не проводить опрос с использованием полиграфа при наличии основания, указанного в статье 7 настоящего Федерального закона;
5) дать по требованию инициатора опроса разъяснения по технологии и организации проведения опроса с использованием полиграфа;
6) представить инициатору опроса результаты опроса с использованием полиграфа;
7) оказать помощь инициатору опроса в принятии решения о передаче результатов опроса с использованием полиграфа исполнительным органам государственной власти, если такие результаты содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или в совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;
8) сохранять в тайне информацию, которая стала ему известна в связи с проведением опроса с использованием полиграфа, за исключением случаев, когда передача такой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон допускает установление органами государственной власти дополнительных обязанностей полиграфологов, выполняющих опросы с использованием полиграфа в отношении лиц, подпадающих под действие пункта 4 части 2 статьи 2, статьи 8, части 1 и пункта 3 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.
3. Полиграфолог не имеет права:
1) задавать при тестировании на полиграфе вопросы, касающиеся расовой
или этнической принадлежности опрашиваемого лица, его религиозных или политических убеждений и взглядов, сексуальной жизни и ориентации, за исключением случаев, когда постановка таких вопросов связана с проведением расследований, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации;
2) задавать при тестировании на полиграфе вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную тайну, за исключением случаев, когда постановка таких вопросов связана с проведением расследований, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации;
3) скрывать от инициатора опроса какую-либо информацию, полученную от опрашиваемого лица при проведении опроса с использованием полиграфа;
4) высказывать в своём заключении суждения или выводы юридического, медицинского, психологического, психиатрического или иного характера в отношении опрашиваемого лица, если не является профессиональным специалистом в указанных областях знаний.
4.Полиграфолог имеет право:
1) знакомиться с имеющимися у инициатора опроса материалами, необходимыми для подготовки к работе и работы с лицом, в отношении которого инициирован опрос с использованием полиграфа,
2) отказаться от проведения опроса:
а) при непредставлении инициатором опроса материалов, указанных в пункте 1 части 4-настоящей статьи;
б) при отсутствии, по его мнению, достаточного времени для необходимой подготовки к работе с опрашиваемым лицом.
5.Полиграфолог несет ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. При проведении опроса с использованием полиграфа опрашиваемое лицо имеет право:
1) быть ознакомленным в-письменном виде с правовыми основаниями и причинами предстоящего опроса;
2) в ходе предтестовой беседы и в период тестирования на полиграфе отказаться от дальнейшего участия в них с указанием или без указания причин принятия такого решения;
3) знакомиться с содержанием вопросов, которые будут ему заданы, и, если необходимо, участвовать в их редактировании и уточнении их содержания
4) отказаться от участия в проведении опроса с использованием полиграфа, если уведомление о таковом было сделано менее чем за сутки, за исключением случаев, подпадающих под действие пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
5) представить письменное медицинское заключение, свидетельствующее о том, что его физическое и (или) психическое состояние может повлечь неадекватные реакции в ходе тестировании на полиграфе
6) подать заявление об изменении сроков прохождения опроса с
использованием полиграфа в соответствии со статьями 12 и 17 настоящего Федерального закона;
7) обратиться в суд за защитой своих прав в случае нарушения полиграфологом или инициатором опроса положений настоящего Федерального закона;
8) требовать в инициативном порядке проведения опроса с использованием полиграфа в случаях, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона;
9) требовать проведения повторного опроса тем же или иным полиграфологом при несогласии с результатами проса с использованием полиграфа.
2. Повторный опрос, инициированный опрашиваемым лицом, проводится за счет этого лица за исключением случаев, при которых проведение повторного опроса определено судебным решением и подпадает под действие пункта 8 части 1 настоящей статьи.
З.При выполнении тестирования на полиграфе опрашиваемое лицо обязано строго следовать инструкциям полиграфолога.
4. Отказ опрашиваемого лица от проведения предтестовой беседы, инициативное досрочное прекращение опрашиваемым лицом тестирования на полиграфе или умышленное невыполнение опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога приравниваются к отказу от прохождения опроса с использованием полиграфа и влекут за собой последствия, определенные, соответственно, статьями 11 и 15 настоящего Федерального закона.
1. Ассистент полиграфолога не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям.
2. Ассистент полиграфолога несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной в ходе тестирования на полиграфе, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Переводчик в ходе предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и послетестовой беседы руководствуется обязанностями, пользуется правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Переводчик не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям.
1. Представитель инициатора имеет право присутствовать при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и послетестовой беседы.
2. Представитель инициатора обязан, строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям и не имеет права вмешиваться в его действия при проведении опроса с использованием полиграфа, в том числе делать какие-либо замечания или заявления в периоды времени, когда осуществляется регистрация физиологических параметров опрашиваемого лица.
3. Представитель инициатора опроса несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной при проведении опроса, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица имеют право присутствовать при проведении предтестовой беседы, тестировании на полиграфе и послетестовой беседы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.
2. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица обязаны строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям, не имеют права вмешиваться в его действия при выполнении тестирования на полиграфе, в том числе делать какие-либо замечания или заявления в периоды времени, когда осуществляется регистрация физиологических параметров опрашиваемого лица.
3. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица несут ответственность за разглашение информации, ставшей им известной при проведении предтестовой беседы, тестировании на полиграфе и послетестовой беседы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Право использования результатов опроса с использованием полиграфа принадлежит его инициатору.
2. Результаты опроса с использованием полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие статьи 8 настоящего Федерального закона:
1) не являются доказательством недостоверности сведений, сообщенных данным лицом;
2) могут служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении этого лица;
3) дают право инициатору опроса до завершения указанных мероприятий приостановить исполнение,этим лицом его служебных обязанностей.
3. Результаты опроса с использованием полиграфа лица, подпадающего под действие частей 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, могут являться доказательством по делу в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
4. Результаты опроса с использованием полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие пункта 4 части 2 статьи 2 и части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи:
1) не являются доказательством недостоверности сведений, сообщенных этим лицом;
2) не влекут за собой ущемления его законных интересов и прав;
3) являются основанием для проведения дополнительных мероприятий по оценке достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.
5. Результаты опроса с использованием полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона:
1) не могут являться основанием для отказа в допуске данного лица к исполнению им служебных обязанностей за исключением случаев, когда такой отказ вытекает из трудового договора;
2) не влекут за собой ущемления его законных интересов и прав;
3) могут служить основанием для проведения дополнительных мероприятий по оценке достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.
1. Материалы опроса с использованием полиграфа подлежат обязательному хранению в течение трёх лет, если инициатором опроса не установлен больший срок хранения.
2. Материалы опроса с использованием полиграфа хранятся у инициатора опроса и(или), с его разрешения, у полиграфолога.
3. Условия хранения материалов опроса с использованием полиграфа и, при необходимости, последующего их использования должны исключать возможность их утраты, искажения, или несанкционированного доступа к ним.
4. В случаях, если нормативными правовыми актами органов государственной власти или трудовым договором предусмотрено проведение периодических опросов с использованием полиграфа, срок хранения материалов опроса должен быть не менее установленного срока проведения последующего опроса.
5. Сроки хранения материалов опросов с использованием полиграфа, выполненных в процессуальных условиях, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
1. Организационные принципы проведения в Российской Федерации опросов с использованием полиграфа органами государственной власти и негосударственными организациями, единые методические нормы проведения таких опросов, а также порядок подготовки полиграфологов для указанных органов и организаций определяет и контролирует Государственная комиссия по опросам с использованием полиграфа.
2. Положение о Государственной комиссии по опросам с использованием полиграфа утверждается Правительством Российской Федерации.
За нарушение настоящего Федерального закона наступает дисциплинарная, уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при проведении опросов с использованием полиграфа и законности принимаемых решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после даты его принятия.
Президент Российской Федерации В.В.Путин